Главная 

Государство и защита потерпевших от преступлений и иных нарушений закона 

 17 марта 2012 г. Цезарь Росбер, публицист. Обзорная статья

 

1. Основные определения и понятия

Одной из ключевых функций государства является борьба с нарушениями закона, включая преступления. Нарушения закона наносят ущерб как гражданам, так и организациям, включая само государство, его органы управления. Лица, получившие ущерб от преступления либо иного нарушения закона, является потерпевшими лицами (далее понятие «потерпевшие» будет использоваться в данной статье именно в этом смысле). В общем плане, защита потерпевших - это не только защита граждан, физических лиц, но и защита организаций, юридических лиц, коммерческих и некоммерческих, государственных и частных.

Конкурентоспособное государство должно быть одновременно социально справедливым и эффективным, на это должна быть направлена социальная, правовая и экономическая политика государства. Это означает законодательное создание и поддержание соответствующих условий для граждан и для бизнеса. Рассмотрим два критерия и сопутствующие им понятия.

Критерий 1. Законопослушные граждане должны иметь подавляющие социальные и экономические преимущества перед нарушителями закона, в особенности перед нарушителями уголовного закона.

Критерий 2. Добросовестный законопослушный бизнес должен иметь подавляющие экономические и конкурентные преимущества перед недобросовестным бизнесом, нарушающим закон, в особенности перед криминализированным и (или) коррупционным бизнесом.

Понятие 2.1. Криминализированный бизнес - бизнес находящийся в зависимости от лиц нарушающих уголовный закон.
Понятие 2.2. Коррупционный бизнес - бизнес находящийся в зависимости от лиц порождающих коррупцию или способствующих коррупции.


2. Заинтересованность и гарантии государства и общества 

Государство и общество должны быть экономически заинтересованы в эффективной борьбе с преступностью. Экономическая заинтересованность возникает только тогда, когда государство, как субъект экономических отношений, несет прямые финансовые издержки, зависящие от уровня преступности и результатов борьбы с ней. 

Простым и действенным решением является введение федерального налога, средства от сбора которого поступают в федеральный бюджетный фонд помощи потерпевшим.
Такой налог мог бы называться федеральным налогом на борьбу с преступностью и на возмещение ущерба потерпевшим (коротко – налог на борьбу с преступностью, или НБП). Законодательно должно быть установлено, что размер НБП ежегодно устанавливается парламентом и напрямую зависит от уровня преступности в стране, количества потерпевших и общего размера нанесенного им ущерба. НБП может распределяться частично в федеральный, частично в региональные бюджеты.
НБП должны платить как компании, возможно в виде части налога на прибыль, так и граждане, возможно в виде части подоходного налога.

При такой организации и государство, и общество, в лице налогоплательщиков граждан и компаний, будет напрямую заинтересовано в снижении уровня преступности, в усилении борьбы с ней, в том числе в целях снижения налоговой нагрузки на свои доходы.

Естественно, что из бюджетной части фонда помощи потерпевшим может быть компенсирована только часть ущерба от преступлений, в первую очередь остро нуждающимся потерпевшим. С целью более полной компенсации данного ущерба необходимо дополнить фонд помощи потерпевшим внебюджетной частью, поступления в которую могут осуществляться из различных внебюджетных источников (отчисления от зарплаты заключенных в местах лишения свободы, реализация имущества преступников, добровольные пожертвования и т.д.).

Одним из эффективных источников поступления средств в фонд помощи потерпевшим может быть страхование вреда, нанесенного преступлениями. С этой целью может быть организовано как обязательное государственное страхование, так и добровольное страхование. 


3. Эффективность правоохранительных структур и контроль их деятельности 

Существующие критерии и способы оценки работы правоохранительных органов не могут быть признаны эффективными. На текущий момент, сотрудники правоохранительных органов слабо заинтересованы как в снижении уровня реальной преступности, так и в действенной защите прав потерпевших на подконтрольной им территории. В дополнение, или в замену существующих критериев могут быть приняты ниже перечисленные.

Представляет особый интерес способ государственного финансирования правоохранительных структур, занятых исключительно борьбой с преступностью в сфере преступлений против прав и интересов граждан и негосударственных организаций только из средств, поступающих от НБП. При этом, соответственно, надо будет пересмотреть и перераспределить другие налоги в пользу НБП. При такой организации финансирования расходы государственного бюджета на борьбу с преступностью, на возмещение ущерба потерпевшим и на содержание соответствующих правоохранительных структур становятся более прозрачными и понятными, как для контролирующих государственных и негосударственных органов, так и для налогоплательщиков.

Расходы на борьбу с преступностью и возмещение вреда потерпевшим, а также на финансирование связанных с этим правоохранительных органов должны быть прописаны в государственном бюджете отдельной строкой. Их уровень напрямую должен зависеть от уровня преступности и от размера ущерба, нанесенного потерпевшим. В этом случае все общество в целом и каждый отдельный гражданин будут ясно видеть и понимать, какие экономические издержки несет страна из-за преступности, каков ее уровень и как этот уровень изменяется из года в год. Это даст возможность гражданам более объективно оценивать действия государства по борьбе с преступностью. 

Ключевым критерием оценки деятельности правоохранительных органов на каждой подконтрольной территории должен быть организованный соответствующим образом опрос потерпевших, как официально признанных, так и непризнанных, но имеющих на руках документы, подтверждающие их обращения в правоохранительные органы с заявлением о преступлении. Такая оценка могла бы проводится ежеквартально и ежегодно, с публикацией ее результатов. Опросы потерпевших в целях оценки деятельности правоохранителей могут проводить специальные рейтинговые агентства (РА) по разработанной ими методике, утвержденной контролирующими органами из числа органов прокуратуры, СК РФ, МВД, ФСБ и иных органов. Также могут создаваться и неформальные РА, занимающиеся аналогичной деятельностью. Курировать такие РА, проверяя их объективность и неподкупность, должны специальные правоохранительные органы с самой высокой зарплатой сотрудников, в них принципиально должна быть исключена коррупция, подкуп, лоббизм и пр. посредством жесткой внутренней организации и повышенной должностной ответственности.

Ежеквартальные и ежегодные рейтинги эффективности различных территориальных подразделений правоохранительных структур могут публиковаться в СМИ и интернете. Такие рейтинги будут являться весьма достоверной оценкой эффективности деятельности правоохранителей и будут способствовать добросовестной конкуренции между ними. Эти рейтинги могут способствовать быстрому карьерному росту добросовестных и высокопрофессиональных сотрудников и руководителей успешных территориальных подразделений правоохранительных органов.

Вышеперечисленные способы оценки не являются полностью достаточными или исчерпывающими. Принципиальным моментом оценки борьбы с преступностью правоохранительных органов является использование, в качестве ключевого критерия, оценка их деятельности самими потерпевшими.


4. Текущее состояние дел в сфере защиты потерпевших 

За период перестройки и становления свободного рынка в экономике России произошла значительная либерализация судебной практики по уголовным делам в условиях разрастания криминальной стихии. Получила широкое распространение практика назначения наказаний ниже низшего предела, предусмотренного законом, в том числе за взяточничество, хищения в крупных размерах и другие тяжкие преступления, включая тяжкие экономические преступления.

Выдержка из открытого обращения И.Л. Трунова, председателя МГО Всероссийской политической партии «Правое дело», заместителя председателя Международного Cоюза юристов, Президенту России Д.А. Медведеву: "Уважаемый Дмитрий Анатольевич! В настоящее время серьезной проблемой для российского общества стал вопрос защиты прав и свобод жертв преступлений. Наблюдается тенденция проявления гуманизма и соблюдения человеческих ценностей в отношении обвиняемых в преступлениях, но абсолютно забываются права пострадавшего. В результате в России права потерпевшего защищаются меньше, чем права преступника. 
Каждый год в России появляется свыше 3 миллионов потерпевших. Если учесть близких родственников пострадавших, их иждивенцев, то количество пострадавших составляет более 10 миллионов человек, учитывая латентную преступность - от 12 до 15 млн. Права более 3 млн., официально признанных потерпевшими, хотя и плохо, но формально как-то соблюдаются, а 7-8 млн. жертв преступлений, реально пострадавших из числа незарегистрированных преступлений, не получают никакой правовой помощи и защиты от государства. 
Большое количество потерпевших лишены возможности возмещения причиненного им ущерба, поскольку виновные в их совершении лица не установлены, а уровень раскрываемости насильственных и корыстно-насильственных преступлений низок... "

Достаточно взять из этой выдержки одну фразу: "Права более 3 млн., официально признанных потерпевшими, хотя и плохо, но формально как-то соблюдаются, а 7-8 млн. жертв преступлений, реально пострадавших из числа незарегистрированных преступлений, не получают никакой правовой помощи и защиты от государства. "

При этом формальное соблюдение прав более 3 млн. потерпевших совсем не означает полного, или хотя бы частичного возмещения вреда, нанесенного потерпевшему преступлением, в подавляющем большинстве случаев. 

Выдержки из информационного сообщения, размещенного на сайте Общественного правозащитного движения "Солидарность": "По данным Следственного комитета РФ в 2011 году более 1,5 млн. россиян были признаны потерпевшими от преступлений. Более 70 тыс. человек пропали без вести, 4 тыс. получили тяжкий вред здоровью, 11 тыс. стали жертвами преступлений против половой неприкосновенности. Материальный ущерб, нанесенный потерпевшим, составил около 550 млрд. рублей. 
При этом 40% заключенных - это бывшие потерпевшие. Неэффективность системы правосудия толкает на месть и самосуд людей, которые никогда прежде не переступали закон.
Страшные цифры отражают тенденцию нескольких последних лет: общество больше не верит правоохранительным структурам и суду. Люди все чаще восстанавливают справедливость, расправляясь с преступником на месте - без суда и следствия...
Непонимание того, что справедливо, а что не справедливо закладывается и публичными ток-шоу. Преступник настолько легко становится героем, что быть законопослушным гражданином просто бессмысленно и опасно для жизни. Аудитория, а вслед за ней и часть общества, активно включается в травлю жертвы. Ведь жертву не защищает практически ни один закон. Россия присоединилась к 11 международно-правовым актам в сфере защиты прав потерпевших. Ни один документ органами правопорядка не исполняется. Это порождает еще большее недоверие к власти. В 2010 году более 23 миллионов человек заявили, что стали пострадавшими от преступлений. В то же время было заведено 2 миллиона уголовных дел. Более 20 миллионов человек фактически лишились права на справедливость.... "

Если брать не только зарегистрированные уголовные преступления, но и иные нарушения закона, а также ущерб, наносимый гражданам халатностью или коррупцией государственных чиновников, то потерпевшими в нашей стране, как минимум, являются десятки миллионов граждан. Имущественный, экономический ущерб, нанесенный потерпевший – это даже не сотни миллиардов, а триллионы рублей.

Совершенно жуткой является статистика, по которой 40% заключенных - это бывшие потерпевшие. Неэффективность системы правосудия, халатность и коррумпированность правоохранительных органов, толкает на месть и самосуд людей, которые никогда прежде не переступали закон, но становятся преступниками по неволе. Это, фактически, правовой и физический геноцид законопослушных граждан в нашей стране. Но без таких граждан государство существовать не может. Само существование государства, в котором массово уничтожаются законопослушные граждане в интересах нарушителей закона, является абсурдом. 

Потерпевшими являются не только граждане, но и добросовестный, конкурентоспособный бизнес. В условиях коррумпированности и продажности чиновников, контролирующих бизнес, связанных с определением правил игры в бизнесе государственных структур, реальная добросовестная конкуренция подменяется коррупционной псевдоконкуренцией – когда бизнес конкурирует не собственной реальной эффективностью и конкурентоспособностью, а умением налаживать и поддерживать коррупционные связи с продажными чиновниками. Такой коррупционный бизнес, естественно, не может быть эффективным и конкурентоспособным, он гроша ломанного не стоит по стандартам мирового свободного рынка и реальной конкуренции и эффективности на этом рынке. 

За период перестройки в нашей стране возникли олигархи, которые хорошо умеют отнимать и делить. Но почему-то не возникло олигархов, которые хорошо умеют создавать нечто новое и эффективное и конкурировать со своими новациями на мировом рынке. Прошедшие 20 лет показывают, что в России нет и не может быть, при сложившейся системе дикого криминального капитализма, своих биллов гейтсов, уорренов баффетов, стивов джобсов и т.п., умеющих создавать законный, эффективный и конкурентоспособный бизнес мирового уровня.

В области высокотехнологичных отраслей экономики достижения каких-нибудь Южной Кореи, Тайваня, Тайланда или Малайзии, например, в области электронной техники, являются для наших производителей невероятными и недостижимыми. Это не говоря о таких странах как Финляндия, Голландия, Израиль, к примеру. С конкуренцией в области хай-тек с США, Японией или очень быстро развивающимся Китаем, который по высоким технологиям за короткий период вплотную приблизился к уровню Японии, нашему бизнесу вообще думать страшно. 

Это та цена, которую наша страна платит за неумение отстаивать интересы добросовестного и законопослушного конкурентоспособного по мировым стандартам бизнеса, который, наверное, в условиях криминализированного и коррумпированного нашего российского капитализма вообще не может существовать. 

Наш высокотехнологичный бизнес – это тот же потерпевший, это жертва преступности. Его в коррупционной псевдоконкурентной борьбе напрочь задавил гораздо более сильный в наших условиях коррупционный и криминализированный бизнес, естественно, с помощью безнаказанного разгула экономической и прочей преступности и коррумпированного государственного аппарата.


5. Законодательные инициативы. Перспективы 

Существует мнение, которое в последнее время стало преобладающим в экономических кругах и которое поддерживается некоторыми высшими государственными чиновниками, что нам необходима декриминализация экономических преступлений. Что эти деяния надо переместить в область гражданских правоотношений, что якобы из-за наличия в уголовном кодексе статей об экономических преступлениях чиновники кошмарят бизнес и не дают ему свободно развиваться. Принципиально не могу с этим согласиться по причинам, изложенным ниже.

Во-первых, чтобы чиновники не кошмарили законопослушный бизнес, надо бороться не с уголовным кодексом, а с самими этими коррумпированными чиновниками. Перевод экономических преступлений из сферы уголовного судопроизводства в гражданское судопроизводство окончательно угробит те микроскопические зачатки законопослушного бизнеса, которые еще чудом сохранились в нашей стране. Этот бизнес слишком слаб, чтобы бороться на равных с огромным и необычайно сильным нашим криминализированным и коррупционным бизнесом в области гражданского судопроизводства, где, в подавляющем большинстве случаев, побеждает тот, кто больше ворует, больше дает взяток и имеет обширные коррупционные связи. 

Бизнес, потерпевший от экономических преступлений, это тот бизнес, который не входит в сферу влияния преступных группировок, и потому он лишен их защиты, лишен криминальной крыши. Если бизнес, потерпевший от экономических преступлений, не будет защищать уголовный закон и государство в лице неподкупных и эффективных правоохранителей, то его не будет защищать никто. У такого бизнеса нет шансов в гражданском судопроизводстве в противостоянии с акулами криминализированного бизнеса, с его огромными капиталами, с его лучшими наемными адвокатами, которые за крутое бабло вывернут наизнанку наши несовершенные и постоянно меняющиеся законы и докажут в гражданском суде все что угодно. В этом случае наш законопослушный бизнес обречен на окончательную смерть, его просто не будет в нашей стране.

Во-вторых, надо развивать не коррупционную псевдоконкуренцию в бизнесе, а реальную добросовестную экономическую конкуренцию, которой строгое и жесткое уголовное законодательство в экономической области не только не мешает, а всемерно способствует. В США и странах Европейского союза за экономические преступления виновные получают десятки лет лишения свободы, во многих случаях в разы больше, чем у нас получают преступники за убийства и иные тяжкие насильственные преступления. Такое положение дел в этих экономически развитых демократических государствах добросовестной экономической конкуренции и экономической свободе законопослушного бизнеса не только не мешает, а всемерно способствует.

У нас уже сложилась устойчивая порочная практика, когда уголовные дела по экономическим преступлениям, как правило, в подавляющем большинстве случаев, не возбуждаются, и расследования по ним не производятся. Потерпевшим от этих преступлений (как гражданам так и бизнесу) правоохранители просто предлагают компенсировать нанесенный им ущерб через гражданское судопроизводство. Эту практику надо прекращать как можно быстрее, иначе неизбежно наступит правовой и экономический крах, развал нашего государства.

Хорошей законодательной инициативой является предложение Следственного комитета России (СК РФ) о принятии федерального закона «О потерпевших от преступлений». Проект закона опубликован на интернет-сайте СК РФ. Сам закон крайне необходим, но его проект обладает серьезными недостатками. Название закона надо изменить на закон «О защите потерпевших от преступлений», поскольку целью акта должна быть именно защита потерпевших, а не простое юридическое определение их правового статуса, и эта цель и суть данного акта должна отражаться в его названии. В закон необходимо внести положения о налоге на борьбу с преступностью и возмещение вреда потерпевшим (НБП), о бюджетном фонде помощи потерпевшим, а также о защите потерпевших юридических лиц (в том числе бизнеса), которые в ней нуждаются не меньше, чем граждане. 

В целях эффективной защиты легального, законопослушного бизнеса необходимо скорейшее принятие закона об уголовной ответственности юридических лиц. Это усилит контроль участников и акционеров компаний за деятельностью руководства компаний, а также усилит ответственность мажоритарных участников и акционеров компаний за свои действия, усилит уважение к уголовному закону со стороны бизнеса и некоммерческих организаций. Принятие этого закона поможет существенно снизить уровень криминализированности и коррупционности бизнеса.

Важным направлением является совершенствование законодательства по борьбе с коррупцией. Снижение уровня коррупции, как части преступности, снизит общий уровень преступности, что снизит количество потерпевших и размер нанесенного им ущерба. Борьба с коррупцией, снижение уровня преступности и защита потерпевших являются взаимосвязанными задачами.

Действенным документом является Конвенция ООН против коррупции. Россия приняла эту конвенцию, но 20 статья («Незаконное обогащение») не ратифицирована Россией. Необходимо скорейшее приведение нашего законодательства в соответствие с данной конвенцией.

При расследовании преступлений права подозреваемых защищены презумпцией невиновности, которая нередко трактуется извращенно, в ущерб законным интересам потерпевших, позволяя преступникам уходить от ответственности. При этом потерпевшие лишаются защиты государства в противостоянии с преступностью. Но такое положение дел несовместимо с концепцией социально справедливого и эффективного государства. Принципы функционирования такого государства изложены в критериях 1 и 2, приведенных в первом разделе настоящей статьи. Эти критерии необходимо юридически сформулировать и закрепить законодательно. Юридически сформулировать принципы, изложенные в данных критериях, и закрепить их в законах так чтобы они эффективно работали, довольно непросто. Это серьезная задача для квалифицированных юристов и ученых специалистов в области права. Поскольку эти принципы основополагающие, то наиболее действенным было бы их включение в основополагающий законодательный акт, каковым является Конституция России 

В юридическом смысле, в законодательство России должна быть включена презумпция приоритета интересов потерпевших над интересами лиц, наносящих вред потерпевшим незаконными действиями. Вариант формулировки данной презумпции и включения ее в текст Конституции РФ приведен ниже. 

Примерный проект изменения Статьи 52 Конституции РФ

Статья 52

1. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
2. Государство проводит законодательную политику и обеспечивает правоохранительную и судебную практику, при которых права, свободы, экономические и иные интересы лиц, нарушивших закон, обеспечиваются в части, не противоречащей правам, свободам, экономическим и иным законным интересам потерпевших от действий данных нарушителей закона.
3. Положения законодательных актов, действия правоохранительных и иных государственных органов, противоречащие частям 1 и 2 настоящей статьи, являются неконституционными и незаконными. 

Конституционная норма части 3 в приведенной редакции Статьи 52 Конституции РФ будет являться также действенным ориентиром и критерием антикоррупционности и соблюдения прав потерпевших при разработке и принятии новых законов и иных актов.


6. Заключение

В настоящее время немалое количество наших граждан, талантливых, здоровых, сильных и энергичных мужчин и женщин предпочитают быть бандитами, мошенниками, коррупционерами, махинаторами, ворами и т.д. Весь свой немалый отпущенный им природой потенциал они применяют не во благо своей стране и своему народу, а на преступные деяния с целью обогащения и сладкой жизни за счет других. В отсутствии здоровой общественной морали их правила жизни довольно популярны. 

В понятиях нарушителей закона, при существующей государственной политике, законопослушные граждане просто лохи, которые заслуживают того чтобы их безнаказанно обирали и сдирали с них шкуру. В стране дикого капитализма, всеобщего правового хаоса и коррупции в правоохранительных и иных государственных структурах, выживает сильнейший. А сильные и не слишком обремененные моралью, не желают быть лохами при общем беспределе, они предпочитают идти на нарушение закона. 

Своей принципиальной и жесткой социально-правовой политикой государство должно переориентировать этих нарушителей закона на благие дела и уважение к закону. 

Защита потерпевших в социально-правовой государственной политике является ключевым моментом, это тот критерий, по которому граждане оценивают наше государство и выбирают свою жизненную позицию. Это критерий, который определяет является ли наше государство властью законопослушных граждан, или властью бандитов, жуликов и воров, при которой действенно отстаивать свои законные права и интересы граждане могут только посредством самосуда или при помощи тех же бандитов – пополняя огромные массы нарушителей уголовного закона по неволе.

Для того чтобы преступники, включая потенциальных преступников, пока еще законопослушных граждан, стали уважать уголовные и иные законы, уважать их, и действенно отстаивать, должно начать само государство и его правоохранительные и прочие органы.

Данная публикация рассчитана на широкий круг читателей, включая неподготовленных. Она не задумывалась как строгая научная или юридическая статья, это просто взгляд на вещи человека, столкнувшегося с проблемой массового нарушения прав потерпевших в нашей стране. Эта проблема непосредственно касается десятков миллионов граждан, она не может быть кому-либо безразлична и заслуживает самого активного всенародного обсуждения.

 

 

Обсудить на форуме АНТ: http://antf.borda.ru 

 

 

Hosted by uCoz