Главная 

Лохотрон на фондовом рынке от Правительства РФ

АНТ, 10.11.2006

 

Российский фондовый рынок и рынок срочных контрактов на акции
Ограбление граждан по закону

Олег Фролов
Ирина Алова
10.11.2006 г.

Общие положения. Срочный сектор фондового рынка и его функции

Полноценный фондовый рынок, или рынок акций, в общем плане, состоит из двух основных секторов - это сектор (рынок) моментальных сделок по акциям и сектор (рынок) срочных сделок по акциям.

В секторе моментальных сделок, или спот-секторе, осуществляются моментальные сделки, или спот-сделки, и торгуются сами акции. В срочном секторе рынка акций осуществляются срочные сделки по акциям и торгуются срочные контракты на покупку-продажу акций.

Функции рынка моментальных сделок по акциям, или спот-рынка акций, как большинству участников рынка, так и государственному регулятору рынка достаточно понятны. А вот функции срочного рынка акций, на котором осуществляются срочные сделки по акциям, понятны далеко не всем.

Прежде всего, следует усвоить простую истину - фондовый рынок не может полноценно функционировать и развиваться при отсутствии или неразвитости одного из своих секторов - срочного рынка акций, или срочного сектора фондового рынка. Иначе он называется рынком срочных контрактов на акции, и включает в себя как внебиржевой рынок срочных контрактов (форварды на акции), так и биржевой рынок срочных контрактов на акции (фьючерсы и опционы на акции).

Продуктивная функция срочного сектора фондового рынка заключается в том, что он позволяет инвесторам страховать свои риски при вложениях в акции, что особенно актуально для консервативных инвесторов, которые должны тщательно просчитывать свои риски и просто обязаны ограничивать риски вложений в акции строго определенным уровнем. К таким консервативным инвесторам на фондовом рынке относятся, прежде всего, пенсионные фонды и страховые компании, фонды взаимных вложений и т.п., которые, строго говоря, не имеют права осуществлять рискованные вложения и терять свои активы при каких-либо катаклизмах, приводящих либо к резким движениям рынка акций, либо к затяжным его провалам.

Желающие страховать свои риски на рынке акций, естественно, не ограничиваются вышеперечисленной категорией инвесторов - реально, любой инвестор, имеющий сколько-нибудь значимый капитал, свободные средства, сбережения, всегда задумывается над тем, как ему снизить свои потери от возможных катаклизмов при вложениях на рынке акций.

Соответственно, наличие развитого срочного сектора рынка акций, или рынка срочных контрактов на акции, позволяет любому инвестору, желающему это делать, страховать свои риски вложений в акции посредством операций на срочном секторе фондового рынка.

Стратегий подобного рода страхования рисков множество, они позволяют как снизить свои потери на рынке акций частично, с достаточно большой доходностью, так и практически полностью избежать потерь на рынке акций - при полном страховании рисков и минимальной доходностью.

Подобного рода страхование рисков называется хеджированием, и как уже было отмечено выше, хеджирование может быть либо частичным, либо полным. Степень хеджирования своих вложений в акции определяет сам инвестор, участник рынка акций, и в этом плане ему должна быть предоставлена полная свобода выбора.

В противном случае, если вышеозначенные условия не будут соблюдаться, фондовый рынок не будет не то что развиваться, но и не будет нормально функционировать, и капиталы потенциальных инвесторов, во-первых, не будут приходить на такой рынок, а во-вторых, уже имеющиеся на таком рынке капиталы будут уходить на другие рынки - более развитые, как функционально, так и в плане законодательного регулирования. Такими являются фондовые рынки экономически развитых стран - Европы и Северной Америки, прежде всего.

Для правильного понимания роли инструментов срочного сектора рынка акций (фондового рынка), следует определиться в следующем.

Срочные контракты на акции, в особенности биржевые срочные контракты на акции, а именно, фьючерсы и опционы на акции, являются не столько инструментами срочного сектора фондового рынка, сколько инструментами фондового рынка в целом, т.е. инструментами рынка акций. Соответственно, операции по срочным контрактам на акции следует рассматривать в непосредственной связи с операциями по базовому активу - по акциям.

Срочные контракты на индексы на акции, например, фьючерс на индекс РТС, также является инструментом фондового рынка, поскольку базовым активом по нему является портфель акций, сформированный по определенным правилам, которые позволяют по состоянию данного индекса (портфеля наиболее значимых, в капитализации всего рынка, акций), с наибольшей достоверностью судить о состоянии и изменениях всего российского рынка акций. Соответственно, операции по срочным контрактам на индексы на акции следует также рассматривать в непосредственной связи с операциями по базовому активу - по акциям.

Из этого следует, что основным критерием, по которому тот или иной инструмент рынка срочных контрактов следует относить к инструментам фондового рынка (рынка акций), является то, какой базовый актив включает в себя тот или иной срочный контракт. И если этот базовый актив - акции, или индекс на акции, то, соответственно, данный срочный контракт является инструментом рынка акций.

Лохотрон на фондовом рынке от Правительства РФ

При действующих правилах налогообложения физических лиц на российском рынке акций и биржевых срочных контрактов на акции (фьючерсов и опционов на акции) добросовестный участник рынка, физическое лицо, практически лишен возможности работать безубыточно. 

Выясняется это не сразу, в силу туманно изложенных положений Налогового Кодекса РФ (НК РФ) по вопросам налогообложения физических лиц при совершении ими операций на фондовом рынке. А только после того, как по прошествии года добросовестной работы и подачи декларации о доходах, участники рынка, физические лица, сталкиваются с неадекватными и несоразмерными требованиями налоговых органов.

Все дело в том, что операции страхования рисков изменения цены на акции посредством инструментов срочного рынка (фьючерсов и опционов на акции), которые прописаны, кстати, в НК РФ ст.214.1 п.6, налоговые органы облагают налогом таким образом, что убытки для физических лиц практически гарантированы. 

Это происходит из-за того, что операции по страхованию таких рисков не могут быть высокодоходными, а при сложившейся ситуации на российском фондовом рынке, в подавляющем большинстве случаев, доходность таких операций не превышает, с учетом инфляции, ставки налогообложения. И даже без учета инфляции, в большинстве случаев - не превышает.

Элементарные арифметические расчеты это подтверждают. На операциях страхования рисков изменения цены базисного актива редко когда можно получить доход более 13% годовых, а при ставке налогообложения в 13% весь этот доход и уйдет в подоходный налог, причем с запасом, с гарантией убытка. Потому что для физических лиц ФНС, с прямых указаний Минфина, упорно трактует Налоговый Кодекс так, чтобы брать налог отдельно по операциям на акции и по операциям на фьючерсы и опционы на акции, без сальдирования результатов этих операций. По принципу, с прибыли мы у вас заберем все, а убытки не видим и учитывать не желаем.

Хотя для юридических лиц, по тем же самым операциям на фондовом рынке, налогообложение вполне разумное - для них сальдирование результатов операций с акциями и срочными контрактами на акции ФНС не запрещает. 

Вот и все. В силу этого любой участник рынка, физическое лицо, пытающийся работать на рынке акций и на рынке фьючерсов и опционов на акции с целью страхования рисков - просто гарантировано обречен получить убыток, с учетом удерживаемых налогов.

Вот такой вот лохотрон, организованный Правительством РФ как бы на вполне законных основаниях.

Но это же прямое мошенничество, прямое обирание граждан, добросовестных участников фондового рынка и добросовестных налогоплательщиков. И организатором этого узаконенного мошенничества является Правительство РФ, в состав которого входят и Минфин, и ФНС и прочие структуры, казалось бы, призванные как раз защищать граждан от подобных хитроумных мошеннических схем.

Из сложившейся ситуации может быть только два выхода, два возможных законных пути, варианта действий, которые должно и обязано осуществить Правительство РФ, причем незамедлительно.

Первый путь - разрешить законодательно, посредством издания соответствующего нормативного документа, сальдирование операций с акциями и срочными контрактами на акции (фьючерсами и опционами) для физических лиц. И обязать ФНС именно так трактовать Налоговый кодекс. Это давно уже назрело, и только такой исход позволит российскому фондовому рынку нормально существовать и развиваться, а гражданам - осуществлять свое законное, конституционное право совершать на фондовом рынке - и спотовом и срочном - все не запрещенные законом действия и операции.
Реально - только такой исход можно считать полностью законным, ибо только при таком исходе не будут нарушаться конституционные права граждан и основные начала налогового законодательства, довольно недвусмысленно изложенные, кстати, в НК РФ ст.3.

Второй путь - выпустить ясный и недвусмысленный нормативный документ, разъясняющий, что попытка физических лиц работать одновременно на рынке акций и срочных контрактов на акции с целью снижения рисков изменения цен на акции, неизбежно ведет к убыткам - после выплаты налогов по трактовке ФНС. А раз это так, то следует запретить, данным нормативным актом, привлечение средств физических лиц для одновременной работы на рынке акций и рынке срочных контрактов на акции. Запретить - до урегулирования проблем с налогообложением. Реально, ситуация на данный момент такова (если налогообложение физических лиц осуществлять по трактовке НК РФ от ФНС): физическое лицо может работать прибыльно либо только на рынке акций, либо только на рынке срочных контрактов на акции. Попытка физических лиц работать на спотовом рынке акций и на срочном рынке акций совместно, а, тем более, при совершении операций по страхованию рисков изменения цены на акции - неизбежно ведет к убыткам. Выйти в прибыль при таком налогообложении по операциям хеджирования для физических лиц просто невозможно.

Естественно, правительство должно продумать схему компенсации убытков физическим лицам, поддавшимся рекламным компаниям от структур, непосредственно связанных с Правительством РФ, по привлечению средств граждан на российский фондовый рынок, и уже получившим гарантированные убытки от организованной правительством РФ данной мошеннической схемы. Это не такие большие деньги для бюджета. К тому же, вернуть награбленное - прямая обязанность правительственных органов, чтобы как-то восстановить доверие граждан. И если этого не сделать, то потери для бюджета будут гораздо большими.

Третьего пути просто не дано, поскольку чем дальше работает этот лохотрон, тем меньше надежды остается на то, что граждане, участники российского фондового рынка, при либерализации российского финансового и фондового рынков, не уведут свои средства с отечественных рынков на зарубежные.

А пока - хитроумно организованный лохотрон работает, гарантированно отнимая деньги и разоряя доверчивых граждан, которые решили принести свои кровные сбережения на российский фондовый рынок и добросовестно платить налоги.

Значимость проблемы

Основной причиной, по которой данная проблема практически не всплывала на поверхность в течение довольно продолжительного периода, являются следующие обстоятельства.

Фондовый сектор рынка срочных контрактов в России существует и функционирует достаточно продолжительный период, и в последние годы, с ростом капитализации российского фондового рынка, он интенсивно набирает обороты. Но несмотря на эти позитивы, этот рынок пока еще остается сильно недоразвитым по сравнению с аналогичными рынками экономически развитых стран. 
И, соответственно, конкурировать с развитыми рынками, наш рынок на данном этапе не в состоянии - и в силу функциональной неразвитости, и в силу неразвитого законодательства, которое и тормозит, в основном, развитие нашего фондового рынка.

Участники рынка, физические лица, хотя и работали со своими активами на срочном секторе фондового рынка, но достаточно слабо, и средства, которые они теряли в данном секторе в следствие организованного Правительством РФ лохотрона, были незначительны. Слабые попытки объяснить что-либо налоговым органам ни к чему не приводили - и граждане, добросовестные участники рынка, пытавшиеся, ко всему прочему, добросовестно платить подоходный налог, просто смирялись с потерями. 

Судебные иски по данным вопросам авторам статьи, как и экспертам и юристам, с которыми доводилось общаться, неизвестны. К тому же физлица, которых обобрали по схеме лохотрона от правительства РФ, после слабых и безрезультатных попыток добиться справедливости от налоговых органов, либо просто уходили с этого рынка, либо уводили свои средства в серые схемы. Ибо при нашем законодательстве это сделать оказывается гораздо легче, чем платить налоги и совершать операции на фондовом рынке легально.

Суммарные финансовые потери граждан, поучаствовавших в лохотроне от Правительства РФ, наверное, не так уж и велики. Хотя для отдельного человека, которого обобрали до нитки и подвели под разорение таким карательно-бандитским налогообложением, они могут быть сильным ударом. Эти потери несоизмеримо больше в моральном плане - в плане потери веры в справедливость и дееспособность властей - а это уже гораздо серьезнее.

Пока нет судебных решений по данной проблеме, вроде как бы и все в порядке - тихо и гладко. Но стоит появиться только одному судебному решению, которое явно узаконит лохотрон от Правительства РФ - и тогда все граждане, участники фондового рынка, которых обобрали по этой хитроумной схеме в прошлые годы, и продолжают обирать в настоящее время, получат вполне реальную, с юридической точки зрения, возможность требовать в судах компенсации ущерба от этого лохотрона. Поскольку то, что эта схема - прямое мошенничество - доказывается легко и просто, посредством четырех арифметических действий. Неизбежные убытки и потери для граждан, участников фондового рынка, при таких правилах игры - гарантированы и узаконены.

После появления и обнародования подобного судебного решения, иски ограбленных этим лохотроном граждан против Правительства РФ, с целью компенсации ущерба от данной мошеннической схемы - неизбежны.

Что же касается жизни российского фондового рынка в целом, который под звуки фанфар и небывалого взлета цен на нефть в последние годы, показал небывалый рекордный взлет и набрал рекордную суммарную капитализацию - то время праздника вроде как проходит. Рынок остановился и замер, и заколебался у достигнутого уровня. Дальнейший рост, даже гораздо более слабый, чем в предшествующий период - под большим вопросом. А что будет со средствами граждан, которые в начале года в массовом порядке несли их в ПИФ-ы? Что будет с вложениями в акции страховых компаний, банков, пенсионных фондов (если они вообще были, и главное - будут в дальнейшем), вообще, что будет с любыми средствами, вложенными в российские акции? Это большой вопрос, который задает себе любой сколько-нибудь разумный инвестор.

И в этой ситуации вполне разумно обратиться к известным схемам страхования рисков вложений в акции посредством хеджирования операций с акциями операциями со срочными контрактами на акции.

Естественно, юридические лица, участники фондового рынка, во многом так, наверное, и сделают. Во всяком случае, такая возможность у них имеется, и выбор зависит только от них.

А как же простые граждане, так называемые "физические лица"?
А им нельзя... вернее как бы можно - но с гарантированным убытком, в результате как бы узаконенного карательного налогообложения от ФНС. А что граждане... они же лохи, в подавляющей своей массе, с них и шкуру можно содрать, по тихому - по мнению правительства РФ.

Но лохи-то, может быть, не все... а может, и далеко не все.
Терять свои кровные деньги, для кого-то - последние сбережения, зная, что тебя при этом нагло и уверенно обирает собственное правительство - это далеко не просто, в моральном плане.

Ну да ладно... шахтеры, сталевары, прорабы - нам, безусловно, нужны. Они у нас для того, чтобы содержать пенсионеров, инвалидов и так далее.

А вообще, нужны ли нам какие-то инвесторы, особенно физические лица, которые покупают какие-то там акции и какие-то там фьючерсы на акции? Простой обыватель язык сломает, чтобы выговорить-то такое...

Время покажет, насколько нужны. Если обычные граждане, видя возможное снижение российского фондового рынка, и не имея возможности страховать свои риски вложений в акции начнут постепенно, а потом не очень постепенно, а потом и очень активно и массово продавать акции, чтобы избежать потери своих кровных средств, то, может быть, праздник закончится. И для ФНС и Минфина, которые под одобрение Правительства РФ организовали лохотрон в государственном масштабе, и для всех остальных, кто старательно вытесняет физических лиц с легального фондового рынка в серые схемы.

Печально то, что не лучше будет и шахтерам, сталеварам и прорабам, если российский фондовый рынок обвалится по причине вывода с него средств простых граждан. И не лучше будет и пенсионерам и инвалидам, ради которых, якобы, так расстаралась ФНС, разоряя и уничтожая других граждан - добросовестных участников российского фондового рынка.

 

 


Обсуждение статьи на форуме АНТ:

http://antf.borda.ru/?0-7-0

http://antf.borda.ru/?1-7-0-00000002-000-0-0-1163419505

 

Hosted by uCoz