Главная 

Стратегии хеджирования, исключающие уклонение от налогов

Олег Фролов
Алексей Федоров

АНТ, 21.02.2007

 

Статья предназначена для обсуждения проблемы среди частных трейдеров-профессионалов, 
участников, экспертов и специалистов фондового рынка, финансовых и налоговых юристов.

Вводная часть

Общеизвестно налоговое ограничение, которое ФНС пытается, во многих случаях небезуспешно, применять для совместных операций на рынке акций и срочных контрактов на акции, запрещая сальдирование (далее Сальдирование) результатов данных операций для физических лиц.

Известно также, что порядок (далее Порядок) хеджирования, для которого Сальдирование разрешается, в соответствии с пунктом 6 статьи 214.1 НК РФ, должен определяться федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на то Правительством РФ. Как известно, этот Порядок до сих пор не определен.

Причина такого долгосрочного "неопределения" Порядка отнюдь не в лени или чрезмерной занятости компетентных лиц Правительства РФ, а, по мнению многих опытных частных трейдеров, а также экспертов АНТ, в том, что разумным образом данный Поорядок определить вообще не представляется возможным. Хотя бы в силу того, что любое налоговое ограничение, налагаемое на незапрещенную законом деятельность частных трейдеров и инвесторов - по совместным операциям на спотовом (моментальном) и срочном секторах российского фондового рынка - противоречит Конституции РФ и основным началам налогового законодательства, весьма подробно и четко прописанным в статье 3 НК РФ.

В определенных профессиональных кругах, имеющих отношение к фондовому рынку, с некоторых пор появилось некое определение, в отношении злосчастного Порядка. Определение это заключается в том, чтобы разрешить Сальдирование только для операций полного хеджирования - например, когда позиции по акциям полностью страхуются противоположными позициями по фьючерсам на акции, и когда такие позиции, и по акциям и по фьючерсам, открываются и закрываются одновременно.

Наше мнение по поводу полного хеджирования и вышеозначенного определения таково: такое хеджирование является довольно редким случаем всех возможных стратегий хеджирования, а для российского фондового рынка никак не решает проблемы страхования рисков вложений в акции для инвесторов по простой причине: полное хеджирование возможно при сегодняшнем состоянии российского фондового рынка (включая его моментальный и срочный секторы) только для акций нескольких высоколиквидных эмитентов. Их не больше десятка. А как же акции остальных эмитентов, для которых полное хеджирование невозможно, в силу недостаточности объема спекулятивного капитала в срочном секторе российского фондового рынка? А никак. Их данная стратегия полного хеджирования вообще не затрагивает, и для них она вообще невозможна.

Мы конечно понимаем желание определенных юристов и специалистов, проводящих в жизнь определение вышеназванного Порядка посредством стратегии полного хеджирования, угодить налоговым органам. Но проблемы-то оно не решает. Ни проблемы привлечения и в срочный и в спотовый (моментальный) секторы фондового рынка достаточного спекулятивного капитала, ни проблемы полноценного страхования рисков инвесторов от вложений в акции. А среди этих консервативных инвесторов в экономически развитых странах, с развитым фондовым рынком, присутствуют такие гиганты, как пенсионные фонды, страховые компании, банки, фонды взаимных вложений, и т.д. и т.п., фактически - любые фонды коллективных инвестиций, включая, естественно, и аналоги наших ПИФ-ов. Не говоря уже о том, что страхование рисков от вложений в акции крайне необходимо любым инвесторам вообще - и корпоративным, и частным.

Мы убеждены в одном. Без привлечения на российский фондовый рынок (особенно - в его неликвидный срочный сектор) достаточного объема спекулятивного капитала, среди которого определяющую часть должен составлять спекулятивный капитал частных трейдеров, решение проблемы страхования рисков инвесторов от вложений в акции невозможно. В силу того, хотя бы, что частные биржевые спекулянты, в отличие от корпоративных, обладают гораздо большей степенью свободы в принятии своих решений и готовы идти на гораздо больший риск в своих биржевых спекуляциях. А без этого, без достаточного количества капиталов частных трейдеров (day-трейдеров, скальперов и т.д.), готовых идти на высокий риск спекулятивных операций, чреватых потерей значительной части своих активов - никакой ликвидности ни спотового, ни срочного фондового рынка никогда не будет. И этой ликвидности никакие биржевые корпоративные спекулянты, ограниченные в свободе своих решений и рисков, никогда не создадут. 

В то же время, мы понимаем желание апологетов полного хеджирования хоть как-то прописать, наконец, злополучный Порядок. И понимаем, что основной принцип, которым они при этом руководствуются - недопущение применения возможных схем уклонения от налогов. А иначе невозможно договориться с ФНС. Хотя, по нашему мнению, договариваться с ФНС нужно совершенно иначе - объясняя, что уничтожение легальной налогооблагаемой базы частных трейдеров и инвесторов и уход финансовых потоков этих участников фондового рынка в серые схемы, или вообще их уход с российского фондового рынка - совсем не способствует повышению сбора налогов. Наоборот, любые несоразмерные налоговые требования и любые налоговые запреты легальной добросовестной деятельности частных трейдеров приводят к результатам прямо противоположным - в смысле конечной пользы для ФНС. И разумные специалисты из ФНС давно должны бы это понять, и объяснить ситуацию своим руководителям, включая руководство Минфина. Хотелось бы при этом заметить и некоторое ощутимое содействие в решении проблемы от нашей родной и любимой частными трейдерами и инвесторами ФСФР.

В завершении этой, неожиданно раздувшейся для авторов вводной части статьи, обрисуем, наконец, суть и цель данной публикации. Мы хотим показать, что цель которую ставят перед собой разработчики Порядка на основе стратегии полного хеджирования (устранение риска ухода от налогов) вполне достижима и при применении гораздо более широкого набора способов и стратегий хеджирования частными трейдерами и инвесторами.


Базовая Концепция 
совместных операций на рынке акций и фьючерсов на акции, исключающая риски применения схем незаконного ухода от налогов за счет операций с фьючерсными контрактами

Рассмотрим описание безопасных, в целях налогообложения, стратегий хеджирования (совершения совместных операций на организованном рынке акций и на биржевом рынке фьючерсов на акции с целью снижения рисков нежелательного изменения цены акций из-за резких провалов или взлетов фондового рынка), которые вполне могут быть приняты ФНС как разрешающие Сальдирование для физических лиц.

Основной принцип

Краткое выражение принципа: разрешение Сальдирования для совместных операций с акциями и фьючерсами на акции (включая неодновременные операции, т.е. хеджирование при частичном покрытии и без покрытия) - для любых акций (ликвидных и неликвидных, обращающихся на биржевом и организованном небиржевом рынке) и только для ликвидных фьючерсов на ликвидные акции и индексы.

Подробное описание

1. Хеджирование любых акций, ликвидных и неликвидных, обращающихся на организованном (биржевом и внебиржевом) рынке акций посредством фьючерса на индекс РТС.
А именно, любые совместные операции с такими акциями и фьючерсом на индекс РТС в отчетный налоговый период (год) должны быть разрешены для Сальдирования. 

2. Хеджирование любых акций (ликвидных и неликвидных), обращающихся на организованном (биржевом и внебиржевом) рынке акций посредством ликвидных фьючерсов на ликвидные акции (в настоящее время это фьючерсы текущего квартала на акции эмитентов: РАО ЕЭС, Газпром, Лукойл, иногда Сургутнефтегаз, Ростелеком, Норникель, Сбербанк). 

А именно, любые совместные операции с любыми акциями (обращающимися на организованном рынке) и ликвидными фьючерсами на ликвидные акции в отчетный налоговый период (год) должны быть разрешены для Сальдирования. 

Это должно быть принято в силу того, что корреляция между ликвидными фьючерсами на ликвидные акции и индексом РТС достаточно высока, и ограничения на такую разновидность стратегий хеджирования для участников фондового рынка необоснованна.

Степень ликвидности фьючерсов на ликвидные акции, и перечень (список) таких фьючерсов, разрешенных для Сальдирования, может определяться РТС под контролем ФСФР.

Дополнение
На перспективу, когда фьючерсы на отраслевые индексы РТС станут ликвидными

Хеджирование любых акций, ликвидных и неликвидных, обращающихся на организованном (биржевом и внебиржевом) рынке акций посредством ликвидных фьючерсов на отраслевые индексы РТС (в настоящее время это следующие отраслевые индексы РТС: Нефть и газ (RTSog), Потребительские товары и розничная торговля (RTScr), Металлы и добыча (RTSmm), Промышленность (RTSin), Телекоммуникации (RTStl)). В будущем, надеемся, появятся и другие отраслевые индексы и фьючерсные контракты на эти индексы.
Здесь необходимо уточнить, в целях налогообложения, что отраслевые индексы РТС являются индексами на акции компаний различных отраслей, т.е. эти индексы - инструменты фондового, а не товарного рынка, как и фьючерсы на них.

Соответственно, любые совместные операции с такими акциями и ликвидными фьючерсами на отраслевые индексы РТС в отчетный налоговый период (год) должны быть разрешены для Сальдирования. 

Степень ликвидности фьючерсов на отраслевые индексы РТС, и перечень (список) таких фьючерсов, разрешенных для Сальдирования, может определяться РТС под контролем ФСФР.

Заключение

Вышеописанные безопасные (с точки зрения рисков применения возможных схем ухода от налогов при совместных операциях с акциями и фьючерсами на акции) стратегии хеджирования могут существенно облегчить принятие налоговыми органами разрешения на сальдирование операций с акциями и фьючерсами на акции для физических лиц, участников фондового рынка.

Хотя Сальдирование только для вышеизложенных стратегий хеджирования и существенно ограничивает для физических лиц общий набор всех возможных продуктивных стратегий хеджирования, но оно во многом снижает то жесткое ограничение, которое налоговые органы налагают на совместные операции с акциями и фьючерсами на акции до сих пор.

Применение вышеописанных стратегий хеджирования, при наличии для них разрешения на Сальдирование, позволит значительно увеличить приток денежных капиталов частных трейдеров и инвесторов на российский фондовый рынок, и особенно, на срочный сектор фондового рынка, который многие годы остается неликвидным и неразвитым.

С точки зрения экспертов АНТ данное решение вопроса, конечно же, следует рассматривать только как временное и промежуточное. Наше мнение, подкрепленное опросом большого количества опытных частных трейдеров и инвесторов, занимающихся операциями на фондовом рынке на профессиональной основе, было и остается прежним. А именно, только полное снятие всех налоговых ограничений на совместные операции на рынке акций и срочных контрактов на акции для частных трейдеров и инвесторов позволит привлечь на срочный сектор российского фондового рынка достаточный объем спекулятивного капитала, без которого о надежном и ликвидном страховании рисков вложения в акции для инвесторов можно только мечтать.

Эта проблема напрямую связана с отсутствием в России законодательно закрепленного статуса частного фондового трейдера-профессионала, который и позволяет привлекать на фондовый рынок необходимое количество спекулятивного капитала, для обеспечения его ликвидности и возможности инвесторам полноценно страховать свои риски вложений в акции.
Но об этом - в других публикациях.

PS
Призываем всех профессионалов фондового рынка к обсуждению данной публикации. 
Любое Ваше мнение для нас будет желаемым и полезным.

(с) Ассоциация Независимых Трейдеров
при копировании и публикации текста статьи частично или полностью ссылка на 
Ассоциацию Независимых Трейдеров является обязательной 

 

Обсудить на форуме АНТ: http://antf.borda.ru/?0-9  

 

Hosted by uCoz